Обучение на втором этапе длится 2 мес, содержит 40-50 занятий. Температуру воды с 34°С надо снизить до 32°С (по полградуса через каждые 2-3 дня). Длительность пребывания младенца в воде постепенно увеличивается на 5-10 мин.

Перед занятием в ванне сделайте ребенку легкий массаж и проведите с ним несколько гимнастических упражнений на пеленальном столе (так называемое сухое плавание).

Массаж маленького пловца - поглаживание и растирание тела от периферии к центру, легкие разминания мышц. Вначале поглаживайте и растирайте стопы ребенка, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область шеи, спины, груди и живота. В той же последовательности проводятся легкие, поверхностные разминания мышц. Продолжительность массажа - 3-4 мин; к концу месяца ее увеличивают до 5, еще через 2-3 нед - до 7 мин. Закончив массаж, дайте ребенку 1-2 мин отдохнуть и начинайте гимнастику, воспроизводящую те упражнения, которые ему предстоит проделать в воде.

Упражнения для ног. Исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Ладони учителя обхватывают сзади и снизу область голеностопных суставов, оттягивая носки. Попеременно подымает и опускает ноги ребенка вверх-вниз, сохраняя расстояние между стопами 10-12 см (движения ног, как при плавании кролем). После 15-20 движений каждой ногой дайте ребенку полминуты отдохнуть и повторите это упражнение на первом уровне еще 2 раза, а на следующих - 3-4, до 8 раз с перерывами по полминуты.

Поочередно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах («велосипед»). Количество движений то же, что и в первом упражнении.

Одновременно сгибайте обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем разводите колени в стороны и быстро выпрямляйте ноги, возвращая в и.п. (имитация движений ног при плавании брассом, или «лягушка»). Проделав 8-10 движений, дайте ребенку минуту отдохнуть и повторите снова 4-8 раз за урок.

Те же движения ногами, что и в положении на спине, выполняются из и.п. лежа на груди (голова ребенка повернута вправо или влево, ноги от середины бедра - за пределами стола).

Упражнения для рук. И.п. - ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Стоя позади ребенка, возьмите его за кисти, попеременно поднимайте прямые руки на 45-50° и опускайте. Проделайте 10 движений каждой рукой сначала за 20 (быстро) и потом за 30 (медленно) секунд. Повторите с минутными перерывами 3- 5 раз.

И.п. - то же. Держа ребенка за кисти рук, подтягивайте его руки к груди, сгибая в локтевом и в лучезапястном суставах, и возвращайте в и.п. Движения рук попеременные, по 10 каждой рукой.

И.п. - ребенок лежит на спине, руки вытянуты в стороны. Держа за кисти, производите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте руки вверх и возвращайте в и.п. (8-10 движений с перерывами в 2 с, повторить 2-3 раза с минутными перерывами).

И.п. - ребенок лежит на груди, обе руки вытянуты вперед, ладонями вниз, причем до середины предплечья - за пределами стола. Держа ребенка за кисти, попеременно двигайте прямые руки вверх-вниз с размахом в 40-50° (25-30 движений 4-8 раз с перерывами для отдыха в течение 1 мин).

И.п. - то же. Разводите руки в стороны, сгибайте в локтевых суставах и возвращайте в и.п. (8-10 движений, 3-6 раз с минутными перерывами).

И.п. - то же. Попеременно слегка приподнимайте руки, затем, сгибая их в локтевых суставах, подтягивайте к груди и возвращайте в и.п. (15-20 движений, 3-6 раз с минутными перерывами).

Упражнения для туловища. И.п. - ребенок лежит на спине. Поддерживая прямые ноги за голени; поднимайте их под прямым, а через 2-3 занятия - под острым углом по отношению к туловищу (6-8 движений, 2-4 раза с минутными перерывами).

И.п. - то же, руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Учитель берет ребенка за верхние половины бедер и осторожно поворачивает его на грудь, а затем обратно - на спину, то вправо, то влево (8- 10 раз с паузами в 4-5 с).

И.п. - то же, руки ребенка вытянуты за голову. Стоя сбоку, возьмите ребенка одной рукой за обе кисти, другой, поддерживая голову и верхнюю часть спины, слегка приподымайте его и возвращайте в и.п. (6-10 раз с паузами в 4-5 с). Два последних упражнения разрешаются не ранее чем с 3-месячного возраста.

И.п. - то же, руки согнуты и лежат на груди. Стоя позади и держа ребенка за предплечья, разводите выпрямленные руки в стороны и слегка вверх, а затем возвращайте в и.п. (6-8 раз с перерывами по минуте 3-6 раз за урок).

И.п. - ребенок лежит на груди, руки вдоль туловища, голова повернута набок. Стоя у ног ребенка, придерживайте левой рукой область тазобедренных суставов, а правой слегка приподнимайте голову и туловище, тут же возвращая их в и.п. (6-10 раз с паузами в 3-5 секунд).

Для дальнейших занятий в воде ребенку понадобятся «чепчик русалки» и «ожерелье русалки», приспособления, помогающие держаться на воде. Смастерить их несложно. Чепчик представляет собой полотняную шапочку с завязками под подбородком, окаймленную по бокам и на лбу валиком из какого-либо труднопотопляемого материала (пенопласт, нарезанный кубиками примерно 4X4X4 см, нанизанные на нитку крупные пробки или даже длинный воздушный шарик: его сначала надо вложить в матерчатый чехол, а потом надуть, но не до отказа). Такой чепчик понадобится при плавании на спине. «Ожерелье русалки» - тот же валик, обшитый полотном и укрепленный вокруг шеи ребенка. «Ожерелье русалки» поддерживает голову ребенка при плавании на груди. Запаситесь и «поясом Нептуна» - маленькой надувной подушкой, укрепляемой на нижней части спины. Такой пояс поможет поддерживать ребенка в горизонтальном положении при плавании на груди, когда он станет немного постарше.
Упражнения в воде

Вам будет удобнее делать их, используя несколько новых способов поддержки. Рекомендуем до занятий в ванне овладеть ими «на суше».

Поддержка «ковшом». Ребенок лежит на груди. Учитель кладет свою правую ладонь с растопыренными пальцами на всю область его грудной клетки, предплечьем учитель поддерживает подбородок ребенка. «Ковшом» удобно поддерживать ребенка при проводках на груди.

Поддержка «обхватом сзади». Учитель двумя руками обхватывает ребенка под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на области лопаток, а остальные на груди.

Поддержка «лицом к лицу». Учитель обхватывает ребенка под мышками двумя руками; большие пальцы лежат на ключицах, а остальные - на спине.

Основные упражнения первого месяца занятий по программе второго этапа - проводки и скольжения. Если малыш хорошо удерживается в горизонтальном положении, попытайтесь на 2-3 секунды оставить его без поддержки. Постепенно увеличивайте время самостоятельного плавания ребенка, доводя его до 5, 7, 10 секунд и более. Проводки на спине чередуйте с проводками на груди, поддерживая ребенка одной рукой («дугой», «ковшом»).

Скольжения проводятся в двух вариантах: на спине и на груди. Скольжение лежа на спине: выполнив 2-3 проводки в обычном темпе, учитель после поворота от борта ванны ускоряет проводку и, толкнув пятки ребенка, на несколько секунд отнимает руку. Ребенок по инерции самостоятельно продвинется на какое-то расстояние (до одного метра) по поверхности воды. У противоположного края ванны учитель подхватывает малыша, не дав ему прикоснуться головой к борту.

Скольжение лежа на груди: проводится с поддержкой ребенка «ожерельем русалки» и рукой учителя. Толчок для перехода в скольжение учитель может сделать двумя руками: одной - находящейся под животом и другой - придерживающей пятки. Можно побудить ребенка скользить (осторожно), потянув за вытянутые вперед руки. Можно двумя руками поддерживать его подмышки, охватив сверху грудную клетку, и из такого положения толкнуть вперед.

Проводки со скольжением чередуются с короткими погружениями под воду. Подготовку к нырянию начинайте только из вертикального положения. Лишь после того как этот прием хорошо освоен, можно переходить к погружениям во время проводки на груди. Если малыш неохотно выполняет такие упражнения, от погружений следует на несколько уроков вовсе отказаться. Повторная неудача опять потребует перерыва до тех пор, пока ребенок, наконец, не станет с удовольствием выполнять погружения под воду.

Ребенок, в течение месяца занимающийся на втором этапе, должен хорошо освоить проводки и скольжения на спине с поддержкой «чепчиком русалки», на груди - с «ожерельем русалки». Теперь от занятия к занятию начинают увеличивать продолжительность самостоятельного плавания ребенка на 10, 20, 30 секунд и более и более. Следите, чтобы он сохранял горизонтальное положение в воде! Если голова чрезмерно закидывается назад или «тонут» ноги, надо легким, коротким движением руки исправить положение. Научите малыша самостоятельно лежать на воде в течение 30-40 секунд, потом 60-90, а к концу обучения на втором этапе - до 3 мин.

Если малыш еще не умеет самостоятельно держаться на воде лежа на спине, можно воспользоваться так называемыми вожжами.

Их нетрудно изготовить из куска плотной ткани шириной 3-4 см и такой длины, чтобы учитель мог держать их, не наклоняясь. Вожжи подводятся под затылок ребенка, так как голову ему держать труднее всего.

На протяжении последних 12-15 занятий второго этапа обучения плаванию проводки постепенно заменяются тренировками в скольжении на спине и на груди. Кроме того, надо помочь ребенку превратить инстинктивные и малоэффективные движения в более рациональные и активные.

Из упражнений в воде в положении лежа на спине следует выделить следующие. Учитель укладывает ребенка на свои предплечья (поддержка «подводная подушка»), а пальцами обхватывает верхние части его бедер либо обхватывает ступни малыша, лежащего в «чепчике русалки», либо поддерживает под затылок вожжами ассистента:

- на первых 3 занятиях попеременно надо сгибать в коленных суставах и выпрямлять ноги ребенка («велосипед»);
- на последующих 3 занятиях - производить попеременные движения его свободно вытянутыми ногами (кроль);
- на очередных 3 занятиях - сгибать ноги в коленных суставах, разводить колени, затем выпрямлять и смыкать их (брасс).

В положении лежа на груди выполняются те же 3 варианта движений, в том же порядке и с той же продолжительностью, что и на спине. Голову ребенка поддерживает ассистент поддержкой «дугой» или «углом». Можно воспользоваться и другими способами с помощью вожжей, «ожерелья русалки».

К концу обучения на втором этапе надо определить, какие движения ребенок осваивает лучше всего.

С каждым новым занятием число выполняемых движений ногами увеличивается. Их проделывают в течение 2 мин 6-8 раз (3-4 серии лежа на спине, 3-4 - на груди). Выполнив половину запланированных на данный урок серий, проделайте с малышом другие упражнения (скольжения и погружения), а затем опять возвращайтесь к движениям ногами. Попеременные движения выполняются в течение 2 мин беспрерывно, одновременные двумя ногами - с паузой после каждого (2 секунды).

На последних 2-3 занятиях погружения в положении лежа на груди несколько усложняются. Делается это следующим образом: поддерживая ребенка на поверхности одной рукой («ковшом»), учитель другой рукой (обычно левой) мягко надавливает на его спину и плечи, погружая с головой под воду и одновременно продвигая под водой вперед. В середине такой проводки надо толкнуть ребенка вперед и тут же на 2-3 с отнять руки от его тела, а затем подхватить под грудь и вывести на поверхность воды. Упражнение повторяется 5-6 раз за одно занятие с интервалами в 15-20 с. Погружение надо предварять постоянным сигналом: раз, два, три - ныряй! При многократном повторении команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс. В конце концов он сам без принуждения учителя должен скрыться под водой.