Обучение на четвертом этапе продолжается 10-12 недель в зависимости от успехов ребенка (50-60 занятий). На каждом уроке не менее 15 мин отводятся активному отдыху в воде - играм, забавам, ходьбе в ванне (в воде нагрузка на суставы и мышцы меньше, и малыш легко совершает свои первые шаги).

В середине четвертого этапа «пояс Нептуна» можно снять со спины и дать его ребенку в руки. Держась за край надутой подушки (или за прикрепленные к надутому резиновому кругу веревочные петли), ребенок будет стремиться сохранить горизонтальное положение, а это заставит его активизировать движения ногами. Если ноги будут первое время тонуть, помогите ребенку подвигать ими и слегка толкните его вперед.

Плаванию на спине уделяйте теперь чуть меньше времени, чем в предыдущем этапе, примерно 15-20 мин на каждом занятии. Но ребенок должен совершенствовать умение дольше держаться на воде. Не на каждом уроке, а 2-3 раза в неделю оставляйте его в этом положении (если он не протестует!) до 10-15 мин. В течение этого времени активизируйте ребенка, подталкивайте его к скольжению, помогайте двигать ногами или руками, особенно в тех случаях, когда самостоятельные движения становятся менее энергичными.

Совершенствуйте движения ногами. Помогите ребенку выполнять уже известные упражнения в более быстром темпе, следите за эффективностью каждого гребка, его амплитудой и направлением. Подобными упражнениями занимайтесь 8-10 мин, но не сразу после упражнений для ног, а в другой половине урока.

Упражнения с погружениями под воду можно повторять до 6- 8 раз, но не подряд, а по 3-4 упражнения в каждой половине занятия. Продолжительность каждого погружения остается прежней - 4-5 секунд с последующим отдыхом в течение 15-20 секунд.

В программу занятий четвертого этапа вводятся игры и упражнения, основанные на появляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Например, при тренировке гребков, погружений под воду.

Учитывая индивидуальные наклонности ребенка, условия и наличный инвентарь, можно придумать множество разнообразных игр.

«Догоняй!». Ребенок стоит на дне ванны. На плечах у него надутый резиновый круг, лежащий на поверхности воды. Учитель, держа в руках концы тесемок, к которым прикреплены 4 разноцветные плавающие игрушки, например кораблик, мячик, рыбка, зверюшка, начинает медленно подтягивать их по поверхности. Игрушки «бегут», ребенок должен их догнать. Если он не проявляет инициативы, то учитель свободной рукой подталкивает его в направлении плывущих игрушек.

«Водолаз». Возьмите 2 экземпляра яркой игрушки. Один должен быть плавающим, другой потопляемый (благодаря прикрепленному грузу). Ученик стоит на дне ванны, поддерживаемый одной рукой учителя. Перед глазами ребенка на воде плавает игрушка, а потопляемый экземпляр находится в руке учителя, привязанный к тесемке. Когда ребенок обратил внимание на плавающую игрушку, учитель подменяет ее вторым экземпляром и на глазах ребенка она начинает медленно тонуть. В этот момент учитель командует: «Ныряй!» Если ребенок сам не погружается, он помогает ему окунуться под воду и там вкладывает в его руку спасенную игрушку, с которой через несколько секунд выталкивает малыша на поверхность. После многократных повторений такой игры ребенок должен сам найти под водой игрушку и вынырнуть с ней.

«Водное поло». Ребенок находится в воде в вертикальном положении без поддержки или поддерживается под мышками надутым резиновым кругом. В ванне плавает надувной мяч. Легким толчком учитель передвигает его по воде к ребенку, приглашая малыша сделать то же самое.

Четвертый этап обучения заканчивается, когда ребенку исполняется 8-9 мес. Посетите врача, проверьте, как отражаются занятия на развитии малыша. Для перехода в последний, пятый этап требуются умения:

- плавать 10 мин на спине без поддержки, самостоятельно двигать ногами и руками;
- плавать 5 мин на груди (можно с легкой поддержкой «поясом Нептуна»), двигая ногами или руками;
- самостоятельно по команде учителя погружаться под воду и выныривать на ее поверхность.